05.11.2024 00:00
Если профессия становится образом жизни,
то ремесло превращается в искусство.
И.Шевелёв
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Профминимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя семь направлений.
R профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские, ориентированные на востребованные профессии на рынке труда);
R урочная деятельность (профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности и т.д.);
R внеурочная деятельность: цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты» (проведение занятий организовано с 1 сентября 2023 г. еженедельно по четвергам);
R практико-ориентированный модуль (экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.);
R дополнительное образование (выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей);
R профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (получение профессии по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
R взаимодействие с родителями или законными представителями (родительские собрания, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,3 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.
Цель профориентационной работы в школе:
R оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
R выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
R получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
R выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы профориентации в школе
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
R Работа с учениками;
R Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей;
R Экскурсии на предприятия;
R Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов;
R Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
R Анкетирование учащихся;
R Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
R Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников;
R Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования;
R Проведение классных и общешкольных родительских собраний;
R Анкетирование родителей;
R Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии;
R Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Организационно-методическая деятельность
R Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников;
R Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.
К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
R Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
R Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Нормативно-правовая база, регламентирующая профориентационную работу в общеобразовательной организации
___________________________________________
Информация для обучающихся
___________________________________________
ЭКСКУРСИИ
Экскурсия на АО "УАП Гидравлика"
В Ситуационном центре Уфы (в центре принятия управленческих решений на основе данных из ИС)
Профориентационные экскурсии в 10-х классах
Экскурсия в инженерно-технический центр ООО "Газпром Трансгаз Уфа"
Экскурсия в Технопарк Авиационных Технологий
____________________________________________
КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Творческая работа Казаковой Ирины Петровны, учителя химии
МАОУ "Центр образования № 114 с углубленным изучением отдельных предметов имени Пейсаховича Льва Семеновича"
городского округа город Уфа Республики Башкортостан,
на тему: "Ресурсы предмета химии в профессиональном самоопределении обучающихся"
Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства.
Возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека.
Курс химии в МАОУ "Центр образования № 114 имени Л.С. Пейсаховича" предусматривает изучение химии в 8-9 классе на базовом уровне и естественно-научный профиль в 10-11 классах. В старшее звено приходят ученики, ориентированные на углубленное изучение химии, имеющие глубокую заинтересованность вопросами, которые имеют прикладную направленность.
Поэтому был разработан курс, в процессе изучения которого, ученик самостоятельно определится с выбором профессии.
№ | Направление | Задачи | Действия |
1 | Направление научных сотрудников в области теоретической химии. | Формирование системы знаний, необходимых для понимания процессов, совершающихся в природе, и проблем химизации страны. | Углубленное изучение основ химии, участие в химических олимпиадах |
2 | Направление научных сотрудников экспериментального плана. | Формирование навыков экспериментальной работы в области химии. | Проекты. Научно-исследовательские работы, экспериментальные туры. |
3 | Направление инженерно-технических работников для промышленности, добычи нефти и газа | Знакомство с отраслями химической промышленности, с ВУЗами, которые ведут подготовку для химических производств. Сотрудничество с Уфимским нефтяным университетом. | Участие в конкурсах, организованных ВУЗами, знакомство с химическими профессиями |
4 | Направление-медицина | В чем заключаются плюсы и минусы профессии врача? Чем занимается врач? Почему профессия актуальна в современном мире? | Олимпиады медицинских университетов, посещение медицинских учреждений. |
5 | Знакомство с производственными процессами | Экскурсия на водоканал, знакомство с историей, профессиями, условиями работы. Промышленный туризм: посещение завода по производству керамики Ласселсбнргер. Знакомство с полным технологическим процессом. |
Правильно организованная профориентационная работа должна быть неразрывно связана с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием, а также с реализацией политехнического принципа в обучении химии.
Цели профориентационной работы:
R Выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии.
R Формирование у них интереса к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
R Развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование.
R Обучение применению теоретических знаний для решения практических задач.